Outcorp

13 июля этого года я последний раз вышел с работы и больше туда не возвращался. Уже более четырех месяцев я работаю на себя. Мои комрады по Outcorp давно просили меня написать о моем новом опыте. Думаю, я созрел :).

Свобода — это исключительно внутреннее состояние.

Деньги

У меня был большой финансовый запас (последняя зарплата плюс отпуски за два года и еще куча отгулов), так что первое время я вообще не думал о деньгах. У меня не было четкого плана, что делать дальше, но были ощущения в какую сторону двигаться. Так я и поступил — писал свою книгу о мотивации, загорал и катался на велике.

Люблю быстрые перемены, и начинаю нервничать, когда события затягиваются. С книгой получилось именно так. Я собирался издать ее в августе и двинуться дальше, но не тут-то было. Моя уверенность, что после выхода книги изменения начнут происходить сами собой (кстати, хорошая книга — отличный инструмент изменений), наткнулась на тормозные издательства, которые никак не соглашались на публикацию. Время тянулось, но ничего не менялось. Тут бы в пору начать что-то новое, но оказалось, что делать-то мне пока больше и нечего.

Так я протупил весь август и часть сентября :). Да, были небольшие проекты, но, не обладая четким видением в их создании, я не смог вывести их на сколько-нибудь значимый доход.

Время шло, бабло стремительно сокращалось, и вместе с этим росла неуверенность. Когда четко знаешь, что и зачем делаешь, всегда легко двигаться дальше, даже если результаты (пока) неудовлетворительные. Но когда вообще не понятно, что и зачем делать, становится стремно, особенно когда видишь, что денег хватит максимум до конца месяца :).

(По секрету признаюсь, я даже начал рассылать свое резюме на Java-вакансии. Хорошо, что меня не взяли ;-)

Страх

Где неуверенность — там и страх.

Если честно, я давно ничего серьезно не боялся. Когда-то совсем давно я нашел простой способ, как побороть страх, и очень быстро разделался со всеми страхами. Способ такой: надо взять и оказаться в ситуации, которую боишься. При этом, даже если вот-вот в штаны готов наложить, не терять осознанности и относится к происходящему как к игре (потому что это и есть игра, даже если ставка в ней — твоя жизнь). Обычного одного раза хватало, чтобы перестать бояться.

Согласен, что не в любую страшную ситуацию себя можно поставить. Что делать, например, если вы боитесь смерти, но хотите перестать бояться? Умереть? Но тогда бояться будет некому :-). В таких случаях мне помогала фантазия, а также, наверно, некая внутренняя способность организма безмолвно знать о вещах.

Проиграв страшную ситуацию в голове (и во всем теле), через какое-то время ее перестаешь бояться. С практикой это получается все легче и легче.

И тут, когда я мудохался с книжкой и наблюдал за сокращающимся банковским счетом, я ощутил, что боюсь этой неопределенности — того, что будет, если деньги совсем кончатся, книга еще не выйдет (а она не выйдет — просто не успеет), и нового занятия я себе не придумаю. То, что меня отказались пригласить на работу несколько компаний (вот это мне до сих пор не понятно — вижу только два рациональных объяснения: так было надо или они просто прочитали мою книгу :), добавило масла в огонь.

С этим страхом я тоже справился :) И пока я этим занимался, я научился нескольким интересным вещам. Во-первых, я научился по максимуму снижать издержки (не всем это понравилось, но я просто не оставил выбора). До этого мои затраты составляли в среднем 50 т.р. в месяц. Удивительно, но сколько денег тратится впустую!

Во-вторых, я научился созерцать. Останавливать мысли и видеть окружающее, не комментируя и не оценивая его. И вообще я неплохо прочистил голову :). Зачем? Это избавляет от кучи хлама в голове, который там давно находится, гниет и мешает свободно думать. Немного позже я обнаружил офигенный эффект от пустой головы, о котором расскажу несколькими абзацами ниже ;-) Кстати, тут мне очень помогла одна книжка — «Как принимать решение, когда разум бессилен», рекомендую.

В-третьих, я снова восстановил в себе знание, что чтобы не случилось, я, в любом случае, с этим справлюсь. В частности, смогу заработать деньги, если мне это понадобится.

Мир соглашается

Уже точно не помню, сколько прошло времени — день или два, как мой страх растворился, а я остался — спокойный и с улыбкой до ушей, но я как-то случайно получил возможность зарабатывать, не возвращаясь обратно в корпорации.

Почему-то я зарегистрировался на oDesk.com и на следующий день уже получил заказ. Проблема с заработком оказалась решена. Да мне она уже была и не важна (уверен, это самый главный аспект, почему все получилось). Мне было, в принципе, все равно, вернуться на работу или заняться чем-то еще. Когда результат не важен — можно действовать максимально эффективно. А если действуешь (или неделаешь) верно, мир соглашается и показывает тебе знаки (впрочем, он показывает знаки и тогда, когда что-то идет не так).

Фриланс оказался для меня очень удобным способом зарабатывать деньги. У меня есть много времени, чтобы работать над своими проектами, и можно тратить совсем немного времени на чужие, чтобы окупать затраты.

И еще очень интересная деталь: программирование, от которого меня тошнило последние годы, стало вызывать у меня очень позитивные ощущения. Думаю, дело тут в прямой зависимости работы, результата и денег — сколько наработал, столько получил.

Время

Возможность самому выбирать время, когда работать, просто творит чудеса (вкупе с пустой головой, о которой я уже писал). Работая над одной из частей проекта, я оценил, что сделаю ее за 10-15 часов. Да, именно столько я бы и потратил на нее, работай я на работе. Но когда твой день начинается не с пробуждения по будильнику и стояния в пробке по пути на работу, а с поездки по лесу на велосипеде и с купания в озере после того, как ты отлично выспался, потому что проснулся тогда, когда проснулся, все меняется. Я написал эту часть проекта за два часа (т.е. в 5-7.5 раз быстрее) — просто сел и сделал, не отвлекаясь на аську, соседей по офису, походы за чаем и еще кучу мелочей, которые постоянно убивают наше время на работе.

Чтобы работать эффективнее, нужно работать меньше!

Главное — обращать внимание на периоды, когда голова работает плохо, а такое бывает, даже несмотря на велосипед, озеро и созерцательные практики — просто плохо работает и все. На работе все равно пришлось бы работать (или делать вид, что работаешь). Но гораздо лучше в такие периоды заняться чем-то другим, вместо интеллектуальной деятельности. От этого будет только польза и для головы, и для дела. А время тупняка можно потратить на что-нибудь еще.

Обратная сторона

Конечно, как бы ни было, все равно что-то будет не так :)))))

Мне ужасно не хватает моей команды. Да, мы друг от друга в пределах телефонного звонка, или сообщения в ICQ, или пары часов, чтобы доехать до города и встретиться. Но мое отсутствие графика не стыкуется с наличием графика у них. И работаем мы порознь. Мне очень не хватает прямого контакта.

Когда мы работали вместе в одной компании, мы могли на целый день забить на работу и поехать кататься на великах или, наоборот, сидеть над какой-нибудь вредной функциональностью, которая никак не хотела работать. Мы часто делали не то, что хотели, но делали это вместе.

Сейчас я могу практически в любой день не делать того, чего не хочу, но они – нет. Мне даже на выходные не всегда удается их вытащить (кстати, а не поехать ли нам покататься на сноубордах в ближайшие выходные?).

Поэтому приходится наслаждаться свободой в одиночестве.

Единственный выход, который я здесь вижу — в создании нашей собственной полноценной компании с такими правилами, которые бы сохранили свободу, но позволили бы ее разделить с моими друзьями.

Лень

Второй минус — это лень, которая иногда просыпается. Именно поэтому у нас до сих пор нет этой компании :). Мне хватает самомотивации, чтобы взять себя за жопу и ткнуть носом в свои проекты, чтобы, пусть медленно, но довести их до релиза. Но, блин, я не могу осилить еще троих раздолбаев, особенно, учитывая, что они-то до сих пор в корпоративном мире. Это стабильность, но это и очень большой тормоз.

Возможно, этот пост что-то для вас изменит ;-) (Кстати, я на днях запущу «Быстрый поиск на Озон» 2.0, первая версия которого уже принесла мне более $400 потенциальной комиссии в этом месяце ;-)

WAKE UP!

9 комментариев:

ynkulbyh комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
ynkulbyh комментирует...

я за доску, но без тачки это проблмно?

на лепездричке?

зю. завтра мне наконец привезут ноут :) я выбрал sony :)

Stas Davydov комментирует...

У Серёги есть машина, а Серёга катается на лыжах :) Осталось его уговорить :))

Ау, Серёга?! :)

ynkulbyh комментирует...

о, точно :)

Frog007 комментирует...

Серё-га-а-а...

Анонимный комментирует...

Так ведь нету у меня лыж. Хочу купить, но на новые денег жалко... Думаю в Финляндия съездить, заодно там и лыжи купить, недорого.

Rocas комментирует...

сёрега, я раскрою тебе секрет. В Финляндии вне весенних распродаж лыжи дороже даже чем у нас в магазинах )) Так что у тебя очень оптимистичный план...
Ну а то, что я могу попробовать помочь, ты вроде знаешь.

Stas Davydov комментирует...

Вместо лыж я могу тебе дать мой сноуборд, а сам буду на велике :)
Я тут как раз и резину уже поменял...

Frog007 комментирует...

зимняя резина - это для трусов. ты, ведь, знаешь, настоящие джедаи ездят без покрышек ;)