Всех сожрал стартап...

В статье немного неправильное понимание-постановка вопроса. С послестудентом — понятно. Но вот у профессионалов суть в другом. Что может предложить любая контора (не важно внятная или не внятная) — точи свою гайку, чтобы начальство устраивало, и на зп это никак не отображается. В основном рутинная работа, в которой сам спец малозаинтересован. Стартап же — ты сам определяешь свое будущее, сам рулишь проектом, сам получаешь прибыль. Потому все и бегут в стартапы или их пытаются начать (и я не исключение), ибо в стартапе — интересно.

Суть всего этого — мотивации, стартап МОТИВИРУЕТ. А на обычной работе мотивации почти нет.

А хедхантерам можно лишь одно посоветовать, предлагать не зп, а долю прибыли, что бы от самого человека зависило сколько он получит. Если человек хочет стартап — дайте ему стартап. создайте ему условия стартапа.

Простой пример. Чем заставить работника сидеть на работе не в вконтакте, а, например, перепроверить то, что он сделал, для повышения качества? Чем заставить привнести какое-то новшество и т.п. Ответ: НИЧЕМ.

Даже чтобы рабочий день не тратился на часовой обед, чай, постоянные перекуры и т.п. Ответ — НИЧЕМ.

А что такое стартап? Когда человек занят своим проектом, он носится с ним как с ребенком. Я могу сутками сидеть и решать проблемы. Я сплю и думаю о своем проекте, я кушаю, а в голове у меня мысли о том, как можно что улучшить.

Вот я, в силу своего распиздяйства и лузерства в отношении нашего стартапа, до сих пор работаю на дядю. Поставим задачу выполнения мной моих обязанностей качественно. Хорошо, если у меня есть природная ответственность, и я стараюсь выполнять работу может и не совсем в срок, но качественно, разобравшись в тематике. Но как я могу посмотреть на остальных сотрудников, это не всегда работает. Чем можно мотивировать их?

1. Зарплатой? Увеличение — не мотивирует, уменьшение — отлично смотивирует его к уходу.

2. Принуждениями? Чем больше мне мешаешь общаться в вконтакте, тем больше меня тошнит от работы, тем я халатней к ней отношусь, тем некачественней я ей сделаю. Неперечесть примеров, когда люди на работе просто леняться воспользоваться гуглом, где решением проблемы в первой строчке, но предпочтут написать баг в систему багтрекинга и ждать решения месяц, пока у девелопера наконец дойдут руки... а работа-то все это время стояла.

Мешаешь мне делать свои проекты? Дык я найду местечко потеплее, а ты будешь несколько месяцев искать сотрудника, который бы выполнять хотя бы эту работу.

3. Страх потерять работу? Запуганный сотрудник ваш злейший враг. Рано или поздно у вас наступят черные времена, а тут ему предложат работенку получше (или его просто достанет) и гудбай америка. Один из примеров можете почитать у Стаса в его книжке, когда бывший деректор, после ухода ключевого сотрудника, стал консультантом по ноутам в микробите.

Почему все это? Полный ответ вы можете найти у Карла Маркса в его Экономико-Филосовских рукописях 1844-го года. Если кратко, все дело в отчужденности, в том, что продукт труда ваших сотрудников никак от них самих не зависит в том смысле, что они не решают, что с ним делать, для чего его делать, какую прибыль он принесет. Больше своей зарплаты и, может быть, квартальной премии он все равно ничего не получит. А если продукт умрет — всегда можно найти новую работу.

А стартап решает все эти проблемы. Но только для его создателей (+ тех, кто учавствует в его создании и получает часть прибыли), а как только появляется нанятые сотрудники, в отношении них начинают действовать упомянутые три вопроса и другие меньшие также.

Как же решить эту проблему?

Хотя у меня не было такого опыта, но, при возможности, я его опробую. Думаю, это тот случай, когда гора должна идти навстречу Магомеду, и компания, если видно, что сотрудник был бы мотивирован условиями стартапа, должна создавать вокруг него этот самый стартап. В т.ч. должна появиться доля в прибыли, т.к. результат труда сотрудника должен непосредственно влиять на сотрудника, хотя, насколько я понимаю данный принцип, нигде, кроме топ менеджеров, не применяется. Ведь возможность того, что твои действия могут увеличить твой доход, крайне мотивируют на увеличение эффективности работы и генерации новых идей!

Долю в прибыли не стоит путать с тупым увеличением зарплаты c поощерениями и штрафами.

2 комментария:

sandlex комментирует...

Хорошо написал. Поддерживаю.

ynkulbyh комментирует...

Рад, что вам понравилось. Спасибо )