Интервью с Алексом Орловым о своем бизнесе

Интервью с Алексом Орловым — автором книги «Секреты управления программистами» и проекта Happy PM, а также будущим самым известным тренером менеджеров программистов в России.

(Аудиозапись интервью также можно скачать с Яндекса: outcorp_interview_alex_orlov.mp3.)

Стас: Как ты пришел к тому, что нужно валить из корпорации?

Алекс: Это случилось не сразу. Я проработал в Intel 4.5 года менеджером проекта. Первые года 2.5 было очень интересно, и за это время я очень сильно вырос как менеджер. Команда была довольна, все получалось, но тут проект закончился, и так получилось, что в новом проекте мне пришлось заниматься тем же, что и в предыдущем. Я начал грустить, но тут один мой товарищ посоветовал мне прочитать «Путь к финансовой свободе» Бодо Шефера. Книгу я прочитал. Вообще, у меня есть принцип, читать книгу, а потом делать то, что там написано.

Стас: У меня точно такой же подход :).

Алекс: Что интересно, в моей команде образовался круг людей, которые прочли эту книгу и начали искать себя в другой области. И я тоже начал. Начал с чтения книг: прочел Кийосаки «Богатый папа, бедный папа», в голове что-то подвинулось, потом книгу Сергея Азимова (у него, кстати, есть сайт nerabota.ru) «Как зарабатывать деньги без стартового капитала», книгу Юрия Мороза «Бизнес-пособие для гениев». Потом начал ходить на семинары: сходил к Сергею Азимову, а потом вписался в тренинг к Андрею Парабеллума, который учит делать инфобизнес. Тренинг назывался «Как сделать инфобизнес за три месяца». Обещалось, что участники, которые успешно пройдут тренинг, через эти три месяца буду делать по $10 000 ежемесячно. Это было судьбоносным событием — из этого тренинга, собственно, и вырос мой проект happy-pm.com.

Стас: Через три месяца получилось $10 000?

Алекс: Нет, сразу скажу, что не получилось. Через три месяца у меня был сайт, аудиокурс, тренинг и рассылка, в которой на тот момент было человек 50, и еще понимание того, что делать дальше. Честно скажу, что из того, что было на тренинге, я сделал процентов 20%.

Стас: Ты это делал, пока был в Intel?

Алекс: Да.

Стас: То есть была крыша?

Алекс: Да, была крыша... Была жесть — те две недели, в которые я проводил свой онлайн тренинг, у нас был релиз в проекте, где я был QA-менеджер. Каждый день я утром готовил подкаст — объемом на три-шесть страниц текста, потом я его начитывал, давал домашнее задание. На следующее утро я проверял домашнее задание, писал следующий подкаст, и т.д. Параллельно мы с семьей еще перезжали на новую квартиру. Все это происходило одновременно.

Стас: У тебя, видимо, очень хорошо обстоят дела с тайм-менеджментом?

Алекс: Жизнь заставила :).

Стас: Угу, а дальше?

Алекс: То, чем я занимался в Intel, было гораздо менее интересно, чем мой боковой проект. Я жил с этим некоторое время. Мой менеджер не понимал, почему я стал работать гораздо хуже, и безуспешно пытался меня как-то мотивировать и воспитывать. В итоге у него возникало не очень хорошее мнение о моей команде, и в какой-то момент я понял, что так дальше жить нельзя. Если ты сотрудник, можно забить на работу, и большого вреда не будет никому, кроме тебя. А если ты менеджер, на работу ты забить не можешь, потому что от тебя зависят другие люди. И я понял, что надо валить.

На тот момент я накопил достаточно денег, чтобы прожить примерно полгода. Меня не сократили (если б сократили, денег было бы гораздо больше — в Intel давали большой компенсационный пакет). Реально — сократили все окрестные проекты, кроме моего :).

Стас: Недостаточно плохо работал :).

Алекс: Да :). В итоге пришлось уйти самому. Мой менеджер удивился, но, тем не менее, отпустил. На момент увольнения у меня уже было проведено несколько живых тренингов, продалось несколько коробок с моими аудиокурсами — проект начал приносить какие-то деньги, и я понял, что это знак. Так я и ушел.

Стас: Было страшно?

Алекс: Нет. Знаешь, я принимаю решения необдуманыее и импульсивные, при этом меня по жизни обычно прёт — за всю мою карьеру мне сопутствовала удача. Когда я решил, что пора уходить, сообщил это жене. Она, конечно, напряглась, потому что у нас двое детишек маленьких, и еще висит кредит довольно большой. Но я ее успокоил, что мы справимся — в крайнем случае устроюсь обратно менеджером проекта. Еще так получилось, что жена у меня тоже немного задауншифтилась — училась на врача семь лет, поняла, что это не ее, и теперь занимается журналистикой, рекламой и PR. Так что мы с ней вместе решили вылезти и передвинуться — поддерживали друг друга в своих решениях.

Стас: Классно!

Алекс: Родители вот напряглись — люди советской закалки: «Что будет, что будет?». Да ничего не будет :). Знаешь, я не оставил себе пути назад: на работе пришел к своему HR-у и сказал: «Я собрался уходить и сделаю это через месяц». Потом я сказал это своему коллеге-менеджеру. И когда я всем рассказал, что ухожу, может и были какие-то рефлексии, но отступать было поздно — я пообещал.

Стас: Пацан сказал, пацан сделал :).

Алекс: Да :). Многие на работе поддержали, сказали: «Саня, ты молодец! Мы очень рады, что ты принял это решение». Как я мог их разочаровать? Всё. Самое интересно, через три месяца после меня ушел мой коллега-менеджер — причем в аналитики в другую компанию.

Стас: Если сейчас что-то, что может заставить тебя вернуться? Заставит, или побудит.

Алекс: Разве что какая-то острая нужда. Сейчас я очень хорошо понимаю, насколько хорошо не иметь над собой начальника. Я могу заниматься чем хочу. Ударило что-то в голову, и я раз — пошел заниматься чем-то другим. Вот, например, сейчас — я занимался тренингами, книжками, и тут пришла в голову идея делать другой бизнес. И мне не нужо никого спрашивать: «Можно я буду часть своего времени тратить вот на это?», — я пошел и начал делать, без проблем.

Если будет какая-то острая нужда, я, наверно, лучше пойду на машине побомблю. Я люблю с людьми общаться — вот и пообщаюсь. Бомбить тоже интересно. Один мой приятель из Sun — большой менеджер — как-то рассказывал, как он в Штатах ехал на такси, разговорился с таксистом и сказал, что из Sun Microsystems. На что таксист у него спросил: «Ну и как, появилась у вас там поддержка параллелизма в компиляторе?». Таксист, оказалось, работал в Sun, и бэйдж у него был № 25 — 25-ый сотрудник Sun, которому потом все надоело, и он ушел работать таксистом :).

(Смеемся :)

Стас: А если, допустим, тебе предложат занять какую-то высокую должность — CEO, например?

Алекс: Знаешь, я еще когда работал в Intel, размышлял о вариантах развития в рамках компании: «Хорошо, вот стану я менеджером второго уровня, и что?». Я посмотрел, и меня чего-то такая тоска взяла. Я понял, что мне это просто не интересно. Мне интересно общаться с людьми, интересно их зажигать, чтобы у них в результате что-то получалось, происходило в жизни что-то позитивное.

Больше всего вставляют не деньги (хотя деньги — это тоже приятно :), а когда люди тебе пишут отзыв: «Прочел твою книжку, сделал что там написано, и оно заработало». Это бодрит гораздо лучше денег. А вот быть CEO не бодрит :). Решать все эти проблемы, почему нет туалетной бумаги в туалете, и кого нужно за это отдрючить.

Стас: Думаешь это CEO должен решать? :))

Алекс: Ну, например, по факту у нас был такой управляющий филиалом... :).

Стас: Расскажи тогда о своих планах. Куда ты двигаешься?

Алекс: Планы все время меняются, а цель такая: хочется стать самым известным консультантом для менеджеров программистов в Росии. В качестве плана достижения этой цели есть много разных действий, например, писать статьи в журналы. Сейчас выйдет моя статья в журнале «Профессия директор» про то как ловить суперзвезд, потом статья в CNews на ту же тему но заточенная на программистов, с «Компьютеррой» мы договорились делать серию интервью с большими менеджерами — для меня это возможность познакомиться с интересными людьми. А интересные люди вдыхают в тебя энергию — люблю с ними разговаривать. Написать еще одну книжку — скорее всего, это будет книжка-интервью с менеджерами. Может быть еще какую-нибудь художественную книжку про программистов.

Стас: Типа «Дэдлайна»?

Алекс: Да. У меня была пара опытов: в статье «Почему менеджеры любят Agile» я делал художественные зарисовки — мне понравилось, не знаю как насчет тех, кто читал :). Хорошо писать книжки не для читателей — а для себя :).

Стас: Это самый лучший способ разработки чего угодно. Делаешь продукт для себя, и обязательно найдется кто-то, кому он тоже понравится :).

Алекс: Посмотрим. Есть еще интересные задумки работы с кадровыми агентствами, может быть сделаю свою конференцию — я пока еще не очень это продумал. Плюс параллельно у меня есть еще один бизнес-проект, уже никуда не дется, потому что оборудование приезжает через две недели. Деталей пока раскрывать не буду: идея в том, чтобы взять заполненную нишу в Штатах и привезти сюда — заполнить ее в России. Так пока и буду заниматься этими двумя проектами.

Стас: Когда уже можно будет рассказать, расскажешь?

Алекс: Да. Там такая ниша будет под людей, которые хотят начать свой бизнес, но не знают, чем заняться.

Стас: Ты, как человек, начавший свой бизнес, можешь дать какие-нибудь вдохновляющие советы тем, кто до сих пор в корпорациях, но думает о том, чтобы свалить. Твой пример предельно ясен, но может быть что-нибудь добавишь?

Алекс: Ничто не мешает взять и свалить. Могу посоветовать не производить никаких революций — если взять и свалить вот так сразу, можно и в запой от безысходности уйти. Мне кажется, что, во-первых, неплохо было бы поднакопить наличных денег, чтобы можно было жить, во-вторых, неплохо бы уже что-то начать, работая в большой корпорации — возможности для этого есть. Почитать книги по тайм-менеджменту и применять то, что там написано. Да и вообще почитать книжки.

Помню, пример из одной книги очень сильно повлиял на мое восприятие: покупаю я пачку сахара в магазине — часть денег за нее капнет собственнику сахарного завода, часть — поставщику, часть — владельцу магазину. Т.е. люди выстроили систему, в которой деньги к ним приходят «автоматически», и делать ничего не надо (хотя, конечно, делать надо до фига). Это взорвало мой мозг: «Ёлки, почему я не могу так сделать?! Почему бы не делать то, что я хочу, то, что интересно, а о финансовой стороне жизни позаботится система, которую я выстрою».

Вторая вещь, которая взорвала мой мозг — на семинаре у Андрея Парабеллума в Москве был парнишка, который учит фокусам. Он сделал сайт и обучает всех желающих микромагии.

Стас: Как Дэвид Блэйн? :)

Алекс: Ну почти, Дэвид Блэйн серьезней, конечно :). Тут фокусы простенькие — есть монетка, нет монетки.

Парнишке 16 лет. Он зарабатывает 40 000 евро в месяц. Еще в школе учится. Сам орагнизовал эту тему с фокусами в 9 или 10 классе. Сделал сайт, начал учить желающих. Сейчас у него семинар каждую неделю. На семинаре 25 человек, каждый приносит 10 000 рублей, плюс корпоративы, плюс индивидуальное обучение. Человек сделал это, учась в школе, а я — взрослый дяденька с двумя детьми, работаю в крупной корпорации и не имею этого всего. Это мне взорвало мозг.

Так вот, что делать? Читать много книжек, походить на семинары и вообще желательно завести друзей-знакомых, у которых есть свой бизнес. У меня, к сожалению, таких друзей нет, и я считаю, что мне очень помогло хождение на семинары — у меня сменился mindset — даже знакомые люди сказали: «Саша, ты теперь повсюду видишь деньги» — вижу какие-то ресурсы, возможности. Появляются бизнес-идеи.

И главное — начинайте что-то делать. Если делать, то все получится.

Комментариев нет: