Epic fail? Или как мы делали мобильный стартап в Испании

Эта статья — попытка проанализировать проект посевных инвестиций Spanish Village в формате выездной разработки, непосредственным участником которого мне довелось быть. Также, надеюсь, мои мысли повлияют на следующий этап Spanish Village (отбор проектов в который сейчас как раз идет), что даст больше шансов стартапам-победителям.

Моя роль в проекте Spanish Village — разработчик в одном из стартапов, выбранных в результате конкурса в 2011 году. Три месяца мы провели в живописнейшем местечке в нескольких километрах от города Тарифа, что на южном побережье Атлантики в Испании.

Tarifa

Каждый стартап в обмен на долю в уставном капитале получал инвестиции в размере виртуальных 90 000 евро, которые выделялись на наше проживание, питание, обучение, карманные расходы и трансфер. Виртуальных, потому что в руки к нам попадали только карманные деньги, выделяемые ежемесячно, да оплата оборудования. Все остальные бюджеты проходили за кулисами.

Нас содержали в прекрасном отеле (Punta Sur — очень рекомендую), кормили на убой изысканными блюдами испанской кухни и обучали различными бизнес-менторами, а также испанскому и английскому языкам. Обещали подогнать инвесторов.

Jamón y melón

Выбора у нас не было, кроме как следовать пути, определенному нам организаторами Spanish Village — управляющей компанией «Приоритет» из Москвы.

На все про все у нас было всего три месяца. За это время мы должны были научиться делать бизнес, презентовать свои проекты, составлять бизнес- и финансовые планы, проработать стратегию развития стартапа, познакомиться с условиями организации технологических бизнесов в Андалусии. Да, и разработать пилотную версию приложения. И все это силами троих человек, двое из которых — разработчики, и один — менеджер.

Забегая вперед, скажу — для нашего проекта срок оказался недостаточным. Начав разработку приложения с нуля, отвлекаясь на обучение, а также завтрак, обед и ужин, и прочие окружающие красоты, к концу Испанской деревни мы успели написать лишь корявый прототип на костылях, который нельзя было показывать инвесторам. Бизнес-часть была, кажется, проработана лучше — точнее сказать не могу, времени взглянуть на нее у меня не было.

В остальных проектах ситуация отличалась от нашей. У кого-то уже было работающее приложение или сервис, кто-то не ставил себе цель разработать прототип.

По возвращению домой мы дорабатывали наше приложение еще почти месяц, прежде, чем его стало не стыдно показывать. Кстати, вы можете найти его на Android Market, называется Around The World. Это мобильный гид с картой (OpenStreetMap), POIs (из Википедии), а также нашим ноу-хау — функцией распознавания архитектурных объектов.

Да, вот эта вот штука стоит 90 000 евро :).

Еще одним важным результатом нашей работы стала 4-х минутная презентация для инвесторов — незадолго до завершения проекта, в конце ноября, у нас должен был быть «отчетный концерт». Расчет был такой: инвесторы должны впечатлиться и купить все проекты с потрохами, вложив кучу денег (речь шла о шестизначных цифрах в евро), на которые мы бы продолжили разработку и вообще смогли бы запуститься как самостоятельные бизнесы.

За неделю до презентации народ днями и ночами проводил в зале для собраний, оттачивая презентации, доверстывая буклеты с описанием проектов и рисуя логотипы. Мы с Лехой — моим коллегой по разработке — судорожно пытались поднять на ноги наш продукт, чтобы можно было его показать. Дым из ушей валил у всех.

В итоге... презентовались. В мега-пафосном отеле в Марбейе. Было прикольно, но если на мероприятии и были инвесторы, пришли они туда точно не с целью вложить деньги. Такой нулевой результат всех заметно подкосил (ну да, бабки не всегда легко приходят).

Потом, через две недели была еще одна презентация, на которую возлагались не меньше надежды — уже в Москве в формате Стартаппоинта. Наши отбарабанили презентации...

Startuppoint

«Кажется, кто-то видел одного или двух инвесторов», — перешептывались мы в кулуарах. Народ к нашим стендам подходил гораздо оживленнее, разбирали брошюрки, визитки и шоколадки с нашими фирменными логотипами. Были ли среди них инвесторы — никто так и не понял.

В итоге, проведя три месяца в Испании, получив колоссальный опыт, расширив сознание, насмотревшись красот, научившись красивой жизни, накупавшись в океане (вода даже в день отлета 2 декабря была еще более-менее), мы все вернулись к своим «разбитым корытам» с ощущением «КАК жить дальше?» и «что делать-то теперь?».

У нас есть план, но нет инвесторов. Да, можно продолжить работу в надежде на будущие прибыли, но встает обычный вопрос: «на что жить», отчего некоторые из нас уже думают пойти куда-то работать. В общем, наше стартапное будущее выглядит если и светлым, то все более и более далеким и расплывчатым.

А теперь немного конструктива: как бы сделал я, имея весь этот опыт.

  1. Выездная разработка — однозначно хорошая идея. В новом месте, особенно с хорошим климатом, солнцем и морем, работается лучше.
  2. Жить не в отеле — там, конечно, классно, но слишком дорого. На те же деньги (я прикинул — минимум 35 000 евро), при должной экономии (и зная где искать :), можно на два года снять домик в той же Испании (каждому — своя комната, патио прилагается).
  3. Есть не в отеле — еда была вкуснейшей, порции — громадными, через месяц все набрали 6-10 кг массы. Не представляю, сколько всё это стоило, но я бы предпочел питаться проще, но при этом иметь больше времени для работы над проектом, не думая о деньгах. Вообще, там (в Испании) тепло, и есть практически не хочется. Пицца стоит 5-10 евро. Если готовить дома на весь проект — получится вообще копейки — на те два года аренды дома понадобится где-то 12 000-16 000 евро на хорошую еду (можно и дешевле).
  4. Обучение языкам — ох, даже и не знаю. Для личного развития испанский был в тему (кстати, в Испании есть возможность посещать бесплатные государственные курсы испанского, которые, уверен, хуже, чем те, что были у нас, но все же). Нужен ли он нашему проекту — не знаю. Если предполагать вести бизнес на территории Испании — однозначно да, хотя можно в нужные моменты привлекать переводчика.
  5. Бизнес-обучение — послушав несколько лекций и услышав информацию частично известную и частично неинтересную, я воспользовался своей ролью разработчика и на бизнес-обучение не ходил — работал над продуктом. Живой опыт наших менторов дорого стоит, но лучше его получать не в виде лекций, а тогда, когда у нас самих возникают вопросы. В качестве источника знаний я предпочитаю книги. Правда, среди наших коллег это мнение никто не разделяет.
  6. Экскурсии и конференции — частично полезны, частично — нет. Так, было полезно съездить в технопарки Малаги и Севийи (в Малаге круче :), пообщаться с людьми, которые работают в испанских стартапах. Посещение конференции EmTech было вообще бессмысленным. Поездки по Испании и близлежащим странам (от Тарифы 35 минут до Танжера в Марокко, а однажды мы арендовали машину и доехали до Лиссабона в Португалии) тоже были полезны. В Испании очень дешевая аренда машин — за 3 000 евро можно снять тачку на год и использовать ее всем проектом.
  7. Инвесторы и инвестиции — а и нету их. Потратив больше времени на разработку и раскрутку продукта, есть не только больше шансов найти инвесторов, но и самостоятельно выйти на достаточный уровень продаж, который, пусть и не покроет расходы, но сделает инвестиции в проект более привлекательными.

В итоге, на те виртуальные 90 000 евро наша команда могла бы работать над проектом как минимум год (а то и два!), за который мы бы не только вышли на рынок, но, думаю, привлекли бы инвестиции (или убедились, что дело того не стоит :). Шансов у нас было бы гораздо больше.

Резюме: больше автономии в выборе деталей пути (и, да, меньше возможностей бухать и есть :).

10 комментариев:

homakov комментирует...

>и, да, меньше возможностей бухать и есть
бухать не трогай, это святое!

Олег Ботвенко комментирует...

Интересная и поучительная история)

Мне кажется, что создание успешного стартапа - это как написание песни-хита, не может быть рецепта, следуя которому можно их регулярно создавать, просто у некоторых иногда это получается, у некоторых даже неоднократно, но общего правила тут быть не может.

А стартап-инкубаторы - это как музыкальные лейблы, они должны искать людей, которые УЖЕ делают успешные проекты и сотрудничать с ними, а просто взять людей наугад и ждать от них хита - маловероятно.

Stas Davydov комментирует...

Олег, спасибо за комментарий!

Согласен, со стартапами - как с хитами. Есть инкубаторы с высоким выхлопом (например, http://ycombinator.com/), и, надеюсь, у Spanish Village тоже в этом плане всё будет хорошо.

Это был первый выпуск, так что учились не только мы, но и организаторы.

Galina Tsarkova комментирует...

Стас, сделай, пжл, кнопку share:))))))

Stas Davydov комментирует...

Добавил :)

sab комментирует...

могу рассказать про один стартап :)
они собираются билеты продавать через энторнет и планируют стать дико крутыми )

Stas Davydov комментирует...

Рассказать-рассказать! :)

sab комментирует...

http://7visit.com/

http://spb.hh.ru/employer/838337

там есть инвестор, но довольно специфичный. возможно, тебя заинтересует. очень ищут девелопера ) контакт хочешь? )

Stas Davydov комментирует...

Какой ужасный сайт :))
В этой сфере еще большая конкуренция, чем у нас. Сделать лучше, чем OneTwoTrip будет очень сложно.

Если девелопер на удаленку, хочу :)

sab комментирует...

неа, про удаленку они пока не созрели ) может, ты сможешь их убедить? ))