HR-Maverick

Интервью с Викой Придатко — известным специалистом по HR (Human Resource) из Украины, автором блога HR-Maverick, обладательницей нестандартного взгляда на работу, рекрутинг и компании, а также очень веселой и приятной в общении девушкой.

Стас: Привет! Расскажи, чем ты занимаешься как HR?

Вика: В основном, я воодушевляю :).

Да, это у тебя еще и в МоемКруге написано :).

Когда я прихожу в компанию, я становлюсь таким центром позитива. Окружающих начинает очень быстро переть. Им становится весело. На волне всеобщего позитива дела у компании идут к лучшему.

Ты имеешь в виду свою работу HR-директором?

Да.

Ты сразу стала HR-директором?

Нет, сначала я работала рекрутером, затем в HR-отделе, потом стала руководить.

Это был осознанный переход?

Да, я стала руководителем, потому что у меня классно получалось организовывать и вдохновлять. Мне было интересно работать руководителем, потому что появилась возможность осуществлять больше проектов, стало больше полномочий и общения с интересными людьми. Сейчас я встречаю очень много интересных людей.

Что для тебя означает быть мавериком?

Для меня быть мавериком — где-то идти против течения, но не просто делать все наперекор, а подходить к этому разумно. Когда в орагнизации что-то не в порядке, я не буду просто соглашаться с этим, если кто-то другой считает, что все нормально. Иногда я оставляю свое мнение при себе, но почти всегда высказываю, и потом получается, что я в итоге была права. Так бывало и не раз :).

Быть мавериком для меня — это быть человеком, который что-то меняет в организации, меняет в лучшую сторону, влияет на процессы.

Насколько охотно компании шли на те изменения, которые ты продвигала?

Вообще, это сильно зависило от уровня директора — широты его взглядов. С большинством из них у меня устанавливались очень хорошие отношения — не как начальника и подчиненного, а как партнеров — на равных. Вообще, когда я прихожу в компанию, прежде всего смотрю, насколько мне будет интересно или не интересно работать с директором. Есть хороший критерий: если мы сможем вместе стебаться, мы точно сработаемся :).

Это способствовало изменениям в тех компаниях, в которых ты работала?

Да, особенно в последней компании. На первом этапе это был просто праздник какой-то. Со временем это ощущение несколько изменилось, но в начале там было просто офигительно — нереально, меня перло просто по-страшному.

А что в итоге испортилось?

Испортилась позиция директора по отношению к HR-службе. Отдел персонала должен был стать просто службой поддержки для производящих отделов: не принимать решения самостоятельно, а делать то, что ему говорят производящие отделы. Меня эта ситуация не устраивала, потому что я видела много неэффективности с их стороны. Они же, в свою очередь, часто были недовольны моей работой — в общем как-то не сошлись.

И изменить это не получилось?

Да, изменить не получилось, хотя сейчас я об этом не жалею, потому что я выполнила роль своеобразного катализатора в этой компании. Директор сказал мне, что я лишила комплексов многие отделы, сама того не осознавая. Но им еще нужно осознать мою вредную полезность :).

К сожалению, немногие компании уже дошли до того понимания, что HR может выполнять гораздо более значимую роль в бизнесе. Думаю, это связано с тем, что многие мыслят тактически — о том, чтобы заработать бабло здесь и сейчас, а не о том, чтобы сделать компанию великой.

Вообще, моя мечта работать в такой компании, в которой отдел рекрутинга нужен только для того, чтобы сортировать резюме, которые приходят потому, что люди хотят работать в нашей компании. Если компания настолько классная, что люди внутри рассказывают об этом людям снаружи, это — лучший PR для компании.

Как «Дикая утка» Клауса Коббъела?

Да, как у Клауса Коббъела :).

А ты не думала создать такую компанию сама?

Думала. Точно знаю, что я могла бы быть в такой компании человеком по развитию бизнеса. При этом для меня важны не столько деньги, сколько атмосфера и внутренние ощущения, а еще важно, чтобы работа давала мне свободу, например для путешествий.

Т.е. ты, возможно, однажды сделаешь такую компанию?

Да. Для того, чтобы сделать такую компанию, нужно, чтобы люди стремились изменить что-то к лучшему, а не следовать шаблонам. Потому что когда все думают одинаково, они и делают одинаково.

Когда люди ищут работу, они все чаще стремяться найти компанию, которая совпадает с ними по ценностям. Это не только менеджеры среднего и высшего звена, но я рядовые сотрудники. Особенно сильно это развито в софтверной сфере. Люди хотят работать в компании и команде, которые им близки по духу.

Кстати, в софтверной сфере бывает очень эффективно, прежде чем принимать решение нанять человека, пригласить его потусить с командой какое-то время. Посидеть, послушать, почувствовать атмосферу, потому что можно сколько угодно рассказывать, какая у нас замечательная компания и все эти вещи, но в основном мы будем просто пиарить. А человеку важнее будет почувствовать то, о чем мы говорим — на мой взгляд, такой рекрутинг более честный.

Гораздо проще, если человек сам видит все своими глазами, а не читает или слушает об этом.

Да. В одной из компаний программисты мне говорили, чтобы было бы здорово, если бы они могли провести несколько дней в проекте и почувствовать его атмосферу. Даже не обязательно с кем-то общаться, а просто посмотреть на ежедневную работу. Такой человек, если он принимает решение работать в компании, будет более вовлеченным.

Какие у тебя цели на ближайшие год-два? Будешь ли ты продолжать работать как HR-директор, займешься собственным бизнесом, или что-нибудь еще?

Не знаю, все будет зависеть от ситуации. Я сейчас живу очень ситуативно — живу как чувствую :). Я дошла до этого после полутора месяцев отпуска на Мадагаскаре, там можно жить только ощущениями, если не говоришь на французском, и я со своим английским там очень это почувствовала :). Если мне что-то нравится в данный момент, я делаю именно это. Возможно, я буду работать как HR-директор, если встречу такого убедительного директора, с которым у меня будут партнерские отношения. Также я могу вести проекты, например, по рекрутингу и позитивному управлению персоналом.

Для меня очень важно ощущение свободы: на работе, вне работы. Важно, чтобы ее не ограничивали.

Свобода в принятии решений?

Свбода принятия решений и полномочий. Полномочия долны быть равны ответственности. Если у меня нет полномочий самой принимать решения относительно, например, ротации людей в команде, и я должна все согласовывать — т.е. работать в такой авторитарной среде — мне это не близко. Если я принимаю на себя ответственность за результат, значит я отвечаю за результат.

Ну и еще свобода передвижений. Для меня свобода — очень большое, всеобъемлющее понятие — делать то, что чувствую. Допустим, я захотела полететь на Маврикий, и я полетела на Маврикий — сейчас, а не когда у меня тупо отпуск. В этом случае я приеду гораздо более вдохновленная и гораздо больше смогу дать компании, чем если пойду в отпуск, когда мне там положено.

Я вообще считаю, что больше работает индивидуальная мотивация. Очень важно выяснять у людей чего они хотят, и мотивировать их тем, что им важно. Т.е. если у меня, например, будет свободный график, само это уже будет мотивировать меня — я может быть даже не возспользуюсь этим, но то, что у меня есть такая возможность будет меня вдохновлять — очень здоровское ощущение. Ощущение, что никто не напрягает, очень классное.

Что будет HR-маверик делать дальше?

Я думаю писать заметки в своем блоге, свои мысли об HR. Как правило, мои мысли на эту тему довольно противоречивы с обычнм представлением об HR. Я была такая бунтарка со школы, так что сейчас я просто продолжаю.

Мне кажется, что главная проблема взаимоотношений директора и HR-службы — то, что часто от HR требуют упорядочивания и каких-то процедур. Это можно сделать, вопрос только в том, насколько это будет эффективным. Я всегда смотрю на тот или иной процесс с точки зрения эффективности — помогает ли он достичь наших целей.

Допустим, строим систему карьерного планирования для компании, но при этом никто толком не понимает, зачем она нужна. И сами люди, которые должны были в этой системе карьерно планироваться, тоже не понимают. Но тем не менее, в силу специфики компании, «мышки плакали, кололись, но продолжали жрать кактусы» :).

Вот, я не хочу плакать и колоться, а хочу сделать так, чтобы было эффективно. Если это не эффективно — выбрасывать этот проект и браться за другой. Т.е. мы сделали, попробовали — я всегда считаю важным тестировать, то что мы сделали — и если оно не работает, нужно либо его видоизменить, либо выкинуть нафиг и сделать то, что будет работать. Даже если то, что мы сделали и что работает работает, выглядит нестандартно. Очень многие люди боятся того, что выглядит нестандартно.

Насколько те взгляды, которые у тебя есть, разделяются теми людьми, которых ты встречаешь?

Разделяются, потому что я в основном общаюсь с теми людьми, которые разделяют мои взгляды — мне с ними интересно :). Не значит, что они должны отличаться от общепринятых взглядов на нормальность, как я, главное, чтобы они были разумны и интересны. Меня бог лепил, форму разбил :), таких я больше не видела :)). Я общаюсь только с людьми, с которыми мне приятно, интересно, и не люблю с такими, которые «мама сказала деньги в бидончику».

Это анекдот?

Ага.

Мальчик приходит с бидоном в магазин и говорит:
— Мама сказала килограмм сметаны.
Продавщица положила ему в бидон килограмм сметаны. Мальчик берет бидон, разворачивается и уходит. Продавщица ему вслед:
— Эй, а деньги?!
— Мама сказала, деньги в бидончику.

(Ржем. :)))

Классно :).

Да, типа «здравствуй яблочко» :)).

Тоже анекдот?

Угу.

Мама с мальчиком-дебилом идет по улице и встречает соседку. Соседка говорит:
— Ой, Ванечка, здравствуй! На вот тебе яблочко.
Ванечка берет яблочко. Мама ему говорит:
— Ванечка, что надо сказать?
— Здравствуй, яблочко!

(Снова ржем. :))

Ты не считаешь, что общаясь только с комфортными людьми, ты остаешься в зоне комфорта, тем самым упуская возможности для развития?

Да, я думала об этом. Мне кажется, что вопрос не в зоне комфорта. Я просто не хочу тратить время на людей, с которыми мне не интересно. Интересные мне люди не обязательно должны разделять мои взгляды, или у нас должны совпадать мнения.

В жизни или работе?

Не важно, в жизни, в работе. Мне также интересны и люди, которые мне противоречат. Это позволяет посмотреть на свои идеи со стороны и, возможно, увидеть что-то другое. Но я не хочу тратить время на людей, которые мне не интересны — нудных, которые живут шаблонами, смотрят сериал «Татьянин день» (ни в коем случае не хочу обидеть тех, кто его смотрит :), не воодушевляют. Наверно, главный критерий — чтобы мне было с человеком весело. Критерий отбора компании: весело с директором или не весело :). Если мне с ним весело — мы работаем, если не весело — не работаем. Люди с чувством юмора.

Типа нас (Outcorp, прим. ред.)?

Угу :).

Спасибо! Было очень интересно пообщаться. Будем жадть новых тем в твоем блоге. Заходи еще поболтать ;-)

Вика: Да уж, дождетесь :).

HR-Maverick

8 комментариев:

ynkulbyh комментирует...

Ух ты!!

(хотел еще вопрос написать. но подумал, что мало ли, критины зайдут - не поймут)

Stas комментирует...

Ага ;-)

Напиши в аську.

Анонимный комментирует...

Бывший глава GE Джек Уэлч считает, что начальник отдела HR в компании также важен, как финансовый директор.
http://www.e-xecutive.ru/knowledge/review/799382/
Алексей

Stas комментирует...

Уэлч - крутой :)

ynkulbyh комментирует...

А все таки, в ЖОПЕНЬ то долбишся?)

Vika комментирует...

неа) в жопень не люблю долбаццо:)
Анальный секс-это как покакать, только наоборот:)

Stas комментирует...

ГЫ :))

Анонимный комментирует...

Анклбых жжёт :-)

Походу, сферическая жопа в вакууме - всё ещё его главный инструмент в расширении сознания.

Медичка-в-танке